СУБД ПЗС Обоснование создания единого научного электронного каталога Пермского зверинного стиля

"Количественный объем археологической информации стремительно увеличивается, и в полной мере обрабатывать его традиционными способами становится невозможным. В этой связи возникает необходимость применять новые технологии хранения и обработки археологической информации, связанные с использованием компьютеров и электронных информационных систем." Станислав Васильев, ИИМК РАН, Санкт-Петербург

Цифровые технологии в исторических исследованиях

Мельничук А.Ф.

Идея создания

Прообраз будущей СУБД ПЗС. История создания.

Впервые идея создания электронного каталога ПЗС возникла у Андрея Фёдоровича Мельничука, выдающегося исследователя и археолога Пермского края. Потребность в этом инструменте возникла в ходе продолжительной научной дискуссии с профессором Пермского Педагогического университета Андреем Михайловичем Белавиным об этническом авторстве основных сюжетов средневековой металлопластики. Андрею Фёдоровичу потребовалась географическая привязка тех находок ПЗС, которые содержали уникальные сюжеты, например, с человеко-лосем, ящером, собако-птицей и, как считал учёный, были автохтонные. Исследования проходили на волне повышенного интереса к возможности применения персональных компьютеров в археологических исследованиях.

Современные технологии привлекали новизной, перспективностью и способностью обрабатывать огромный объем данных за считанные секунды при условии грамотной организации структуры материала. Под непосредственным руководством наставника, прообраз будущей СУБД ПЗС был создан в дипломной работе ученика А.Ф. Мельничука в программе Access – Александра Ракшина.

Проблемы

При составлении сводного электронного каталога по ПЗС для написания статей высветились следующие проблемы:
  • Отсутствие единого печатного издания каталожного издания по предметам ПЗС. Исторически сложилось так, что многочисленные артефакты и находки ПЗС попадали в разные музеи нашей страны, а также в Финляндию.

  • Отсутствие полных каталогов по предметам ПЗС как в федеральных и краевых музеях, таких как ГИМ, Эрмитаж, Кунтскамера, Пермский краеведческий музей, так и в районных краеведческих музеях.

  • Путаница в информационном сопровождении и низкое качество изображений. Разбросанность изображений предметов ПЗС по различным научным изданиям, дублирование, низкое качество изображений вносило зачастую путаницу в информационное сопровождение феномена ПЗС.

  • Находки ПЗС не встроены в геоинформационную систему (ГИС). Только в одном масштабном исследовании посвященному Ломоватовской культуре Риммы Дмитриевны Голдиной содержится карта находок, но она выполнена как рисунок, что подразумевает географическую привязку на самом низком уровне.

  • На руках у частных коллекционеров находится соизмеримое с музейными коллекциями количество предметов ПЗС, никоим образом не введённое в научный оборот. Предполагается, что немалая их часть являются подделками и копиями средневековых металлоизделий. Появились сайты и печатные издания с изображениями предметов ПЗС, не проверенными на достоверность

  • Отсутствует даже примерная оценка количества дошедших до нас артефактов ПЗС, что не допустимо по отношению к этой части культурного достояния Пермского края мирового исторического значения.

Попытки разработки единой классификации предметов ПЗС в научных трудах выдающихся исследователей (Буров Г.М., Чагин Г.Н., Оборин В.А., Чеснокова Н.Н.) упирались в проблемы, перечисленные выше. В свою очередь, отсутствие единой классификации делало попытки семантической разгадки ПЗС (Б. А. Рыбаков, Л.В. Чижова, Л.С. Грибова, А.В. Доминяк и др.) заранее обреченными на неполноту и однобокость.

Следующий этап

продолжая дело выдающихся наставников...

После того, как ушли от нас в мир иной наши учителя и наставники Андрей Фёдорович Мельничук и Георгий Николаевич Чагин, круг единомышленников и учеников продолжил работу над созданием единой научной СУБД ПЗС. Со временем, была создана некоммерческая организация «Арт», целью которого было продолжение научных изысканий и экспедиций.

Среди пермских учёных мы получили понимание и поддержку у выдающихся исследователей и археологов, таких как Оксана Валерьевна Игнатьева-Вильбао (к.и.н., доцент ПГУ), Павел Анатольевич Корчагин (к.и.н., доцент ПГПУ), Эдуард Викторович Чурилов (зав. отделом археологии ПКМ), Григорий Петрович Головчанский (к.и.н. руководитель КАЭ), Сергей Николаевич Коренюк (член совета археологии ПКМ).

Чагин Г.Н.
Мельничук А.Ф.
Васильев С.А.

Сотрудничество и поддержка единомышленников

Нас горячо поддержал и предложил своё сотрудничество молодой, но известный учёный-археолог Станислав Александрович Васильев (к.и.н., ст.н.с. ИИМК РАН).

На сегодняшний день, мы считаем, что Станислав Васильев является лидирующим специалистом в разработке программных комплексов с возможностью автоматического вывода объектов на цифровую карту в географо-информационную систему (ГИС).

Здесь перечень его работ по этой тематике:

  • Васильев Ст.А. Автоматизация вывода археологических объектов на карту. Проблема организации данных // Круглый стол «Геоинформационные технологии в археологических исследованиях». Сборник докладов. Москва, 2003 CDROM.

  • Васильев Ст.А. АИС Археограф: система описания археологических памятников и вывода данных в ГИС // Археология и компьютерные технологии: представление и анализ археологических материалов: Сб. ст. / Отв. ред., авт. предисл. М.Г.Иванова, И.В.Журбин. - Ижевск, 2005 - 136 с. + цв. вкл. + CD-ROM. С.13-21.

  • Васильев Ст.А. Электронная фиксация полевых данных на охранных археологических раскопках на примере памятника Охта-I // Археология и геоинформатика. М., 2012 С.19-20.

  • Здесь представлено подробно его разработкаПроект "АИС Археограф": https://www.archaeolog.ru/media/periodicals/agis/AGIS-3/Vasiljev/vasiljev.html

Надо сказать, что так совпало, что Станислав Александрович, работая над своей диссертацией, посвящённой древнему искусству Ананьинской эпохи, пошёл тем же путём, что и Александр Ракшин и создал СУБД по Ананьинскому звериному стилю на базе Access, только сделал это на 10 лет раньше. После защиты диссертации эта база стала открытой для всех исследователей.

Приведём цитату из его работы, которая полностью подтверждает единство наших целей, а сам факт независимого подхода в понимании единой цели только подтверждает своевременность такого решения и его востребованность в научной среде:

База данных ArcSites 3.5.1. изначально задумывалась как приложение к моей диссертационной работе по звериному стилю ананьинской культуры VIII—III вв. до н.э. Волго-Камья. Однако она разрабатывалась как универсальная оболочка для учета археологических памятников, музейных коллекций и находок. Таким образом, в первую очередь программа преследует учетно- регистрационные цели. Аналогичные разработки в этом же направлении ведутся во многих странах мира, в том числе и России. Тем не менее эти проекты по большей части являются узкоспециализированными и закрытыми для посторонних специалистов.

Данная ситуация и подтолкнула меня на создание некоего прототипа некой универсальной программы по учету базовой археологической информации с возможной последующей работой с ГИС и подключением дополнительных внешних специализированных модулей.

База данных ArcSites 3.5.1. является открытой системой, что предоставляет возможность стороннему пользователю использовать при работе с данной базой встроенные стандартные средства разработки и управления MS Access, свободное редактирование, удаление, добавление и исправление ее структуры, основных и вспомогательных таблиц, запросов, форм, отчетов и т.д., но в первую очередь база данных предоставляется в качестве образца для разработки (доработки) собственных приложений пользователя.

Возможности СУБД

Ниже приведём описанные в диссертации Станислава Васильева принципы работы СУБД с примерами выполненных запросов, а также некоторые карты для понимания качественных отличий в информационном поле карт на бумажном носителе и безграничные возможности создания тематических электронных карт, создаваемых при привязке СУБД и ГИС.:

Вот как выглядит карта памятников Ломоватовской культуры из книги Р.Д. Голдиной безусловно очень трудозатратной и впечатляющей по объёму материала, но совершенно не обладающей потенциалом для какой-либо аналитики:

А вот как выглядят карты из диссертации Станислава Васильева, построенные из различных условий фильтров:

Мы убеждены, что на современном этапе невозможно надлежащим образом продолжать исследования культурного феномена ПЗС без создания единой научной Базы данных.

Археологические экспедиции

Ещё одной важнейшей составляющей в изучении ПЗС являются археологические экспедиции по Пермскому краю в поисках поселений и стоянок ломоватовской, неволинской и родановских культур.

Начиная с 2013 года силами учредителей АНО «Арт» организовывались многочисленные экспедиции на север Прикамья, с открытием листов на А.Ф. Мельничука и строго по планам, согласованным с КАЭ.

В расширении географии и увеличении числа экспедиций в течение сезона обоснованно ожидаем количественный прорыв в открытии новых памятников. Речь идёт прежде всего о тех районах, где не проводились экспедиции вообще: по течению реки Язьвы (был закрыта доступ по правилам ФСИН), в течении реки Косьвы (была недоступна из-за промдеятельности Метафракса), бассейн реки Сылвы – очень малоисследованный район, но сейчас открылись новые оцифрованные архивные данные и некоторые из них выглядят очень перспективно.

Почему же именно сейчас особенно важно создание Системы Управления Базами Данных Пермского Звериного Стиля ( СУБД ПЗС)?

  • 1. Великолепный каталог «Наследие камской чуди. Пермский звериный стиль» из собраний Пермского краеведческого музея, созданный Надеждой Викторовной Кулябиной, с одной стороны, став вершиной среди научных трудов своей эпохи, с другой стороны, обнажил главные недостатки бумажных изданий: невозможность использовать археологические материалы в современных исследованиях методами математического анализа и отсутствие возможности их привязки к ГИС, моделируя таким образом их расположение в реальном пространстве и времени.

  • 2. Методы современного анализа на основе СУБД ПЗС открывают новые возможности в понимании семантики сюжетов ПЗС, поскольку современными учёными признаётся тупиковость прежних подходов к решению этой проблемы. Исследователям удастся приблизиться к пониманию мировоззрения древних мастеров Прикамья и анализировать совокупность произведений пермского звериного стиля не только как разновидность декоративно-прикладного искусства, но и как отражение в металлопластике картины мира древних.

  • 3. К сожалению, до сих пор в отечественной науке не существует научно обоснованного понимания автохтонности пермского звериного стиля, его исключительной принадлежности предкам современных коми. То, что знаковые сюжеты ПЗС имеют общечеловеческие, общекультурные корни, толкуется некоторыми уфимскими, казанскими и пермскими исследователями как свидетельство заимствования и творческой несамостоятельности древнепермских мастеров. Но ведь проблема исконности произведений пермского звериного стиля, созданных на пермской земле, является неотъемлемой частью вопроса идентичности коми-пермяков. Таким образом, решение, казалось бы, чисто научной задачи становится остро необходимым при расшивании современных социальных и культурно-национальных проблем.

  • 4. Дальнейшее изучение уникального ПЗС и пополнение СУБД ПЗС невозможно без нового этапа археологических исследований в Пермском крае, прежде всего, в тех районах, которые были ранее недоступны для учёных в результате деятельности промышленных предприятий и объектов УФСИН. Следует ожидать существенного притока археологического материала – для этого достаточно взглянуть на территорию неохваченную исследованиями районов Прикамья: реки и притоки Косьва, Язьва, вернее течение Вишеры. В тоже время существует опасность, что в случае откладывания таких исследований до лучших времён, эти зоны могут быть изувечены чёрными археологами, для варварских деяний которых много средств не требуется, тогда как организация полноценных научных экспедиций – дело очень затратное и без надлежащего финансирования будет идти вяло и не продуктивно.

  • 5. Лавинообразное появление в частных коллекциях предметов ПЗС – результат возникшей в начале века моды на пермские древности. На волне этого поветрия расцвела так называемая чёрная археология и производство подделок. Так, популярный (о его научности сказать абсолютно нечего) альбоме — Звериный стиль. Пермь: Сенатор, 2014. — на две трети заполнен фотографиями подделок: либо отливками с известных произведений, либо новодельными симулякрами. Единый научный электронный каталог поможет подорвать экономические основания незаконного рынка археологических предметов, поскольку коллекционеры получат возможность выявлять изделия сомнительного происхождения и не покупать их по цене антиквариата.

Ракшин А.А.
Игнатьева-Вильбао О.В.
Kорчагин П.А.
Чурилов Э.В.
Головчанский Г.П.
Коренюк С.Н.